Как правильно наложить шину при переломе?
Правила наложения шин при переломах. Виды шин
Перелом кости – достаточно частое явление, случающееся в жизни. Каждый человек должен знать правила оказания первой помощи пострадавшему. Наложение шин при переломах обездвиживает конечности, снижает порог болевых ощущений и позволяет транспортировать человека в медпункт. Помимо этого, больной избежит сложных патологий, связанных со смещением костных фрагментов.
Шины бывают стандартные (изготовленные промышленным способом) и сделанные из подручных материалов.
Как показывает опыт, большинство переломов случаются в полевых условиях. Именно поэтому, для оказания первичной помощи приходится использовать «под шину» всё, что находится рядом – доски, ветки. Для проведения иммобилизации необходимы бинты, которыми будут фиксироваться шины на верхних и нижних конечностях и вата — для прокладки между шиной и поврежденной зоной. Если бинтов нет, то фиксировать переломы можно подручными средствами — куском ткани, скрученной майкой, брючным ремнем, галстуком, веревкой, колготками и т.д. Вместо ваты можно использовать тепло-наполнитель куртки, солому, траву.
Стандартные промышленные шины:
- Шина Дитерихса состоит из наружного и внутреннего деревянного костыля, подошвы, закрутки со шнуром. Костыли состоят из двух (верхних и нижних) раздвижных устройств. Упор производится в двух точках – мышечная впадина и пах. Также в них есть прорези и отверстия для их фиксации к конечности и туловищу при помощи пояса, лямки, бинта.
- Шина Крамера – внешне похожа на лестницу. Она легко гнется в любом направлении. Обычно, изготавливают индивидуально в зависимости характера травмы.
- Подбородочная шина – это изогнутая в продольном и поперечном направлении пластмассовая пластина в виде желоба. Используют ее при переломах нижней челюсти. В этом фиксаторе предусмотрены отверстия для оттока слюны и крови, а также для фиксации западающего языка.
- Также выпускаются пневматические шины: при наполнении воздухом они равномерно распределяют давление на поврежденной конечности, что позволяет исключить пролежни и опрелости.
Восемь правила наложения шин при переломах:
- Пострадавшего необходимо успокоить, оказать моральную поддержку, пресечь истерику. Если есть возможность – дайте человеку успокоительное и обезболивающее.
- Надежно обездвижьте поврежденную конечность. Постарайтесь зафиксировать травмированное место и два близлежащих сустава — один находится выше, а другой ниже сломанной области. Если произошел перелом бедра, то необходимо обездвижить три сустава: тазобедренный, коленный, голеностопный.
- Из подручных средств подготовьте шину.
- При фиксировании шины поврежденной конечности и туловища, следует проследить, чтобы они находились в среднефизиологическом положении, так как именно оно купирует напряжение мышц. Для этого нужно согнуть крупные суставы под углом десять градусов, не больше.
- При закрытом переломе необходимо аккуратно изменить положение, например, сделать вытяжение конечности по оси, тогда шина будет накладываться поверх одежды и обуви.
- При открытом переломе, сопровождающемся повреждением мягких тканей и кожного покрова, НЕЛЬЗЯ проводить вытяжение и вправление костных обломков. Они должны фиксироваться в том же положении, в котором находятся.
- Открытые переломы сопровождаются кровотечением. Здесь следует соблюдать важное правило - на рану накладывается стерильная давящая повязка. Осуществляется это при помощи жгута, который накладывают поверх одежды. Так же следует под жгут положить записку с указанием времени его наложения, или устно сообщить данную информацию медицинским работникам. При этом поднимать или сажать больного нельзя.
- Шину нельзя изгибать по форме конечности. Наложение шины на голое тело не допускается. В процессе наложения шины боль не должна усиливаться, поэтому делать все следует аккуратно. Обратите внимание – НЕЛЬЗЯ накладывать иммобилизующую повязку так, что бы она своим концом упиралась в кожные покровы или сдавливала кровеносные сосуды и нервы, которые располагаются рядом.